jtemplate.ru - free extensions for joomla

29 мая - МАСЛОВ Николай Александрович

Руководитель регионального исполнительного комитета Кабардино-Балкарского регионального отделения ВСМС

30 мая - КАЗАКОВА Ольга Михайловна

Член Центрального Совета ВСМС, Член постоянно действующего Комитета по оперативным вопросам при Председателе ВСМС, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Первые итоги анализа результатов опроса «Инвестиционный потенциал муниципального образования»

В период с декабря 2012 года по февраль 2013 года Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» провели опрос более 700 муниципальных образований. В опросе участвовали муниципалитеты всех типов и из всех федеральных округов.

Круг вопросов, на которые отвечали муниципалы, охватил практически весь спектр проблем, касающихся инвестиционной деятельности и текущего положения дел в экономике и социальной сфере муниципальных образований. Причем особый акцент был сделан на определении готовности органов муниципальной власти выступить активными игроками в поиске и привлечении инвестиций в свои территории. Для этого были обобщены данные о наличии мер поддержки инвестиций на муниципальном уровне, а также понимании муниципальных властей того, в какие сферы экономики эти инвестиции необходимо привлекать.

Первые результаты анализа представленных данных позволили выявить четкую взаимосвязь между наличием минимальной инвестиционной инфраструктуры, пониманием того куда нужно привлекать инвестиции и уровнями средних доходов населения, безработицы. Получила дополнительное подтверждение необходимость повышения уровня квалификации муниципальных служащих, а также формирования единого стандарта организации работ по привлечению инвестиций. Так по представленным данным видно, что у муниципальных служащих участвовавших в опросе отсутствует единое понимание того, что является мера поддержки привлечения инвестиций, а также того, как оценить, куда эти инвестиции привлекать – то есть, в чем заключаются конкурентные преимущества муниципалитета, в котором они живут и работают.

Особенно ярко эти проблемы проявляются на уровне городских и сельских поселений. При этом мы четко понимаем, что это ставит под сомнение результаты опросов муниципальных районов. Как бы эффективно они ни работали с инвесторами, земля - база для большинства инвестиций находится в руках поселенческого уровня, и если у коллег на местах нет понимания, для чего ее использовать в приоритетном порядке, никакого планомерного и результативного развития не будет. Приведенные ниже цифры и графики наглядно показывают текущее состояние дел.

Так, по результатам опроса:

•    Процент трудоспособного населения в независимости от федерального округа и типа муниципального образования в среднем составляет 55 %. При этом, уровень безработного населения существенно выше в городских и сельских поселениях (наилучшая картина наблюдается в городских округах) .
•    Средний месячный уровень оплаты труда в городских округах в 2 раза выше, чем сельских поселениях (при этом, в 40% сельских поселений эта разница достигает 3х кратного объема)
•    Банковские структуры присутствуют лишь в 1/3 сельских поселений
•    Только в 2/3  сельских поселений есть интернет, при этом, как отмечается регионами, чаще всего, достаточно низкого качества (т.е. низкоскоростной, и т.п.)
•    Программы по поддержке предпринимателей, по данным, полученным от муниципальных образований (n= 733 муниципальных образования, за исключением исследования внутригородской территории (г.Москва и г.Санкт-Петербург), реализуются лишь в половине опрошенных муниципальных образований, при этом более 70 % муниципальных образований, в которых не оказывается инвестиционная поддержка приходится на  сельские поселения .

В этой ситуациизакономерным выглядит невысокий уровень развития инвестиционных программ, направленных на поддержку предпринимателей, и цифры, описывающие удовлетворенность потребности муниципальных образованийв инвестиционных программах (лишь в 1/5 опрошенных МО потребность удовлетворена наличием программ поддержки ). Возможно, что это результат обусловлен и более низким уровнем общей образованности населения, а также информированности предпринимателей в поселениях. Взаимозависимости нужно изучать более детально, анализируя непосредственно типы программ, реализующихся в муниципальных образованиях, оценке эффективности и т.п. Мы планируем заняться этим на втором этапе исследования полученных данных.

Между тем, 78% муниципальных образований смогли сформулировать запросы на потребность в инвестициях , при этом, запросы городских округов и муниципальных районов носят разносторонний  и комплексный характер. Этот факт позволяет сделать вывод о стремлении муниципалитетов изменить текущую ситуацию к лучшему, показывает то, что они стараются сформулировать для себя соответствующую задачу и предпринимают меры к ее достижению.

Существующая неравномерность социально-экономического положения регионов, безусловно, оказывает влияние на стратегию развития бизнеса ведущими организациями инфраструктуры, что приводит к наблюдаемой существенной разнице в зависимости от типа муниципального образования. Как показывают данные проведенного исследования, наличие в муниципальных образованиях программ поддержки предпринимателей корреспондирует с наличием банковских структур и Интернета в МО .

В целях изменения текущего положения оправдан поиск новых подходов воздействия на экономику муниципальных образований, и, в частности, сельских поселений, как наименее развитых муниципальных образований России.С одной стороны, сельские поселения малочисленны и не являются привлекательными для большинства сфер бизнеса, в силу, как правило, малочисленности, и, «бесперспективности» сельского поселения в соотношении с другими муниципальными образованиями. В тоже время именно они являются основными держателями земельных ресурсов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств.

Дополнительным фактором, способным оказать позитивное влияние на развитие данной категории монопольных образований, может стать то, что в условиях стагфляции, конкурентная ситуация, а также, постепенное снижение маржинальной доходности, требует пересмотра компаниями своих стратегий и поиском подходов долгосрочного развития бизнеса. Таким образом, именно сейчас принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований,формированию максимально прозрачных и комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения.

В целях популяризации сведений об инвестиционном потенциале муниципальных образований, а также в целях формирования площадки для обмена мнениями по наиболее актуальным проблемам и для распространения лучших практик Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» планируют, до сентября 2013, создать специализированный Интернет портал. Мы уверены, что нам удастся привлечь к его формированию и модерированию максимально широкий круг муниципальных образований и потенциальных инвесторов. Надеемся, что совместная работа по продвижению муниципалитетов плодотворно повлияет на уровень жизни наших сограждан. Приглашаем вас всех к сотрудничеству в этой сфере.